Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Филосовствования за чашкой чая
форумные ролевые игры > Город > Дневники
Dark Rider
Не знаю где расположить *это* правильнее, вроде предполагаю обсуждение жизни и мысли о ней - значит здесь, с другой стороны опорной точкой и аргументацией предполагаются в большинстве своем книги - значит в "Библиотеке", вобщем, если модеры перенесут - не обижусь, не перенесут, значит я прав smile.gif

А начать я хотел с выноса выдержек читаемого мной в данный момент Ницше и комментариев...
Первый коментарий - ответ на вопрос "Почему Ницше?": В школе да и в институте на уроках/лекциях по истории и литературе мне старательно расписывали, что философия Ницше - базовый кирпич из которого строилась философия фашизма. Также приходит на ум цитата Фрейда "Учение Ницше о Сверхнедочеловеке". С другой стороны на философии когда дело коснулось его звучала едва ли не противоположная точка зрения... и вот спустя два года после того как интерес во мне разгорелся - я таки пообещал себе не только взяться читать, но и дочитать.

Первые цитаты-мысли:

Книга: "Человеческое, слишком человеческое."

2

Наследственный недостаток философов Все философы обладают тем общим недостатком, что они исходят из современного человека и мнят прийти к цели через анализ последнего.

Впервые вижу подобное признание в филосовском трактате. По сути согласен с ним, ведь даже в полуисторическом учении Маркса идет декомпозиция и изучение общества современного автору. Что, видимо, и предопредило его смертность.

3

Оценка незаметных истин. Признаком высшей культуры является более высокая оценка маленьких, незаметных истин, найденых строгими методами, чем благодетельных и ослепительных заблуждений, обязанных своим происхождением метафизическим и художественным эпохам и людям.
...
Подобно тому, как сами наши искусствастановятся все более интеллектуальными и наши чувства - все более духовными, как, например, мы теперь совсем иначе судим о чувственном благозвучии, чем сто лет назад*, - так и формы нашей жизни становятся все более духовными, для взора прежних эпох, быть может, более безобразными, но лишь потому, что он не способен видеть, как постепенно все углубляется и расширяетсяцарство внутренней, духовной красоты и как для нас всех теперь одухотворенный взор может иметь большее значение, чем прекраснейшее строение тела и самое возвышенное архитектурное произведение.
*Для тех кто может не знать - книга относится к концу девятнадцатого века - период 1877-1882 гг, следовательно подразумеваются люди века восемнадцатого.

И это писал человек, живший в период становления технического общества, даже не помышлявшего о возможности общества информационного, однако Ницше (если глянуть под определенным углом) предрек его (переплюнув в дальновидности Маркса).
Личным опытом опять же невольно соглашаюсь, что из малых точных наблюдений можно собрать куда более полную и правдивую картину чем из больших и куда более заметных, ибо их проще сфабриковать, в них проще заблудиться и обмануться в водопадах излишней информации.


5

"Мертвый продолжает жить, ибо он является во сне живому" - так умозаключали некогда, много тысячелетий подряд.

В первые вижу попытку логично объяснить появление веры в душу. Кстати, это подразумевает, что сам Ницше глубоко не верил в нее. Интересный факт, учитывая то, что жил он в эпоху разочарования в классической философии, когда отрекались от строго логических учений в пользу более свободных, менее строгих.

16

...
Со всеми этими воззрениями [о логических построениях от мира сегодняшнего к первопричине, достаточному основанию его сущестования, или Творцу] когда-нибудь решительно справится постоянный и упорный процесс науки, которыйнекогда отпразднует свой высший триумф в истории происхождения мышления, и результат, к которому он придет, быть может, сведется к следующему положению: то, что мы теперь зовем миром, есть результат множества заблуждений и фантазий, которые постепенно возникли в общем развитии в общем развитии органических существ, срослись между собой и теперь наследуются нами, как скопленное сокровище всего прошлого - как сокровище, - ибо на нем покоится ценность нашей человечности.
...
Быть может, мы тогда познаем, что вещь в себе достойна гомерического смеха: ибо казалось, будто она содержит столь многое, и даже все, - на деле же она пуста, то есть лишена значения.

Вот уж не думал, что моя картина мироздания, не находившая доселе отклика ни в одной знакомой мне филосовской системе найдет отклик в философии Ницше, что был отвергнут после мировых войн едва ли не всеми. И опять же современная наука подверждает истинность его утверждения, ибо кто бы мог подумать тогда, что стена, например стена более пустота, нежели вещество, если вдуматься в ее строения. Точно так же как перекликается это с моей терией возникновения мира практически из ничего.

20

Но тогда [преодолев в своем "освобождении" религиозные и метафизические представления] необходимо обратное движение: он [человек] должен понять историческую, а также и психологическую правомерность таких представлений, он должен познать, что величайшая помошь человечеству исходила оттуда и что без такого обратного движения можно было бы лишиться лучших результатов, достигнутых человечеством доселе.

Удивительно, но жесткое время становления индустриального общества рождало людей с умами склонными к сохранению достигнутого куда сильнее чем те, что рождались во время его расцвета и даже, чем сейчас.

23

Эпоха сравнения. Чем менее люди связаны традицией, тем сильнее становится движение мотивов, и тем больше соответственно тому становится в свою очередь внешнее беспокойство, взаимное столкновение людских течений, полифония стремлений.
...
Для кого существует еще ныне что-либо строго связывающее?
...
Теперь рост эстетического чувства будет произносить окончательный приговор над столь многим и поддающимися сравнению формами: оно заставит вымереть большинство из них - именно те, которые отвергнуты этим приговором. Точно так же теперь совершается отбор между привычками более высокой нравственности, - отбор, целью которого может быть только гибель низших форм нравственности. Такова эпоха сравнения! В этом ее гордость, но - как и надлежит быть - также и ее страдание. Не будем бояться этого страдания! Напротив, постараемся представить себе задачу, которую ставит нам эпоха, как можно более высокой; и тогда нас благославит нас за это потомство - то потомство, которое будет осознавать свое превосходство как над замкнутыми оригинальными культурами, так и над культурой сравнения, но будет с благодарностью озираться назад, на оба вида культуры, как на достойные почитания древности.

Не предсказание ли это того каскада войн, что последовал в 20 веке? Да и продолжается сейчас? Пророк эпохи Сравнения, что продолжается и поныне. Логично, что если это так, то нас ждет все-таки унигосударство на территории всей Земли. Значит ли это что войны не остановятся до тех пор пока все культуры не сольются в единую земную культуру. Это ведь означает МИРОВУЮ ГРАЖДАНСКУЮ ВОЙНУ. Вспоминается Нострадамус с предсказанием конца света в ближайшем будующем. Вспоминается великое переселение народов, сокрушившее Римскую империю.

27

Замена религии. Считается одобрением какой-либо философии, если ее признают заменой религии для народа. И действительно, в духовной экономии иногда необходимы переходные группы мыслей; так, переход от религии к научному миропониманию есть насильственный опасный скачок, которого нельзя рекомендовать.

Возникло желание пографоманствовать, построить модель становления религиозного государства, установление религией философии и падения оной... или ограничиться историей Китая? Или подождать десяток лет, чтобы убедится способен ли он к самосохранению?

28

...
Заблуждение сделало человека столь глубоким, нежным, изобретательным, что он вырастил такие цветы, как религии и искусства. Чистое познание было бы не в состоянии сделать это. Кто открыл бы нам сущность мира, тот причинил бы нам всем самое неприятное разочарование.

Кажется я начинаю понимать почему паршиво рисую и неудовлетворительно (в своих глазах по крайней мере) пишу рассказы, о стихах даже молчу...
Время заставить логику потесниться?


31

...
Даже разумнейший человек нуждается от времени до времени в природе, то есть в своем основном нелогичном отношении ко всем вещам.

Альтернативный вариант объяснения того, чего я достиг условной декомпозицией своего "я " на набор отдельных взаимосвязанныхъ личностей.

35

...
...говоря без всякого преувеличения, редко можно найти в Европе образованного человека, который читал бы Ларошфуко и близких ему по духу и искусству...

Каюсь я в этом тоже грешен, есть кто-то, кто читал? Можно суть автора и резюме/впачетления? А то я не скоро еще доберусь.

40

Сверх-зверь. Зверь в нас должен быть обманут; мораль есть вынужденная ложь, без которой он растерзал бы нас.

Без коментариев, ибо не нужны.

42

Порядок благ и мораль. Принятый некогда порядок благ, смотря по тому, хочет ли того или иного низший, более высокий или высший эгоизм, определяет теперь нравственность или безнравственность стремлений. Предпочитать низкое благо более ценимому (например, чувственное наслаждение здоровью) считается безнравственным, как и предпочитать благополучие свободе. Но порядок ценности благ непостоянен и неодинаков во все времена; если кто-либо предпочитает месть справедливости, то по мерилу прежней культуры это нравственно, по мерилу нынешней - безнравственно.

Опять же первое найденное мной нестатичное определение морали.

43

Жестокие люди как отсталые.
...
Они показывают нам, чем мы все были, и пугают нас; но сами столь же ответственны, как кусок гранита за то, что он - гранит.

Еще одна точка соприкосновения с моим мировозрением. Хотя я и считаю, что любой здоровый человек способен воспитать в себе волю, чтобы хотя бы подняться над толпой. Да и главной текущей задачей человечества, по-моему является уничтожение толпы как явления. Возможно во мне говорит личная ненависть к этому явлению, к обезличиванию.

44

Благодарность и месть Основание, почему могущественный человек склонен к благодарности, состоит в следующем. Его благодетель своим благодеянием как бы незаконно вторгся в сферу могущественного человека и нарушил ее границы; в виде возмездия последний в свою очередь вторгается в сферу благодетеля посредством акта благодарности.

Опять же первое увиденное мной правило связывающее благодарность и месть в единое целое, ибо жизненный опыт подсказывает мне верность этого положения.
Dark Rider
50

...
Сострадание, которые затем вызывают последние [слабые и страдающие],есть для слабых и страдающих утешение в том смысле, что оно показывает им, что , не смотря на всю их слабость, у них по крайней мере есть еще одна сила - причинять боль.

Увы но и мои наблюдения сводятся примерно к тому же выводу в большинстве случаев, выстраивая еще одну оболочку льда между эго и остальным миром.

57

...
Любящая девушка желает, чтобы самоотверженная верность ее любви могла быть испытана на неверности ее возлюбленного.
...
Но есть ли это все неэгоистические состояния?
...
Не ясно ли, что во всех этих случаях человек любит некоторую часть себя самого, - свою мысль, свое желание, свое создание - более чем некоторую другую часть себя, то есть что он разделяет свое существо и приносит в жертву одной его части другую?

Благо мне хватает уже опыта для подавления аналогичных мыслей, и все же требуется внимательность и усилие, чтобы их поймать и доказать самому себе их несостоятельность. Что заставляет меня в очередной раз согласиться с автором в его мудрости.

60

...
Мораль, которая смотрит только на намерения, оценивает оба случая [исполненная месть и бессильная жажда мести] одинаково; обыкновенно же первый случай признают худшим (в виду последствий, которые может повлечь за собой осуществление мести). Обе оценки близоруки.

Весьма спорный пункт. Ведь разница между случаями - воля случая, предоставится возможнность, или нет. Оба случая одинаково отравляют душу, а длительность действия этой болезни зависит от случая... так что я, пожалуй, придерживался точки зрения "морали намерения" в данном аспекте рассуждений.

66

Что наказуемо, но никогда не наказывается. Наше преступление против преступников состоит в том, что мы относимся к ним как к негодяям.

Спорный, опять же, момент, однако до тех пор пока все остается в аспекте умозрительном, с Ницше весьма легко согласиться... на практике это будет на порядок труднее, хотя где-то глубоко в душе живет уверенность, что такая точка зрения правильна и справедлива.

67

...
Каждая добродетель имеет привилегии: например, привелегию подложить собственную вязанку дров в костер осужденного.

Без коментариев. Ибо излишни.
Dark Rider
74

Повседневное мерило. Редко ошибешься, если исключительные поступки будешь объяснять тщеславием, посредственные - привычкой и мелкие - страхом.

По крайней мере два последних случая очевидно истинны (на мой взгляд). Первое спорно, но очень многие исключительные поступки можно объяснить так независимо от истинных мотивов деятеля.

76

Аскет.Аскет делает из добродетели нужду.
*Перефраз немецкой поговорки: "Делать из нужды добродетель."

Вспоминается буддистское "Если ты натянешь струну слишком сильно, она лопнет, если слишком слабо - она не будет звучать." Лично я тоже не могу понять смысл аскетизма - это добродетель самоограничения, доведенная до крайнего абсурда.

83

Сон добродетели. Когда добродетель выспится, она встает более свежей.

Интересное изречение... Хотя я так и не пришел к однозначному пониманию его правильной интерпретации. Может кто из читателей даст мысль?

85

Злоба редка. Большинство людей слишком заняты самими собой, чтобы быть злобными.

Ибо большинство зла свершается в этом мире походя без явного умысла.

87

Лук. 18, 14 в исправленном виде. Кто унижает себя самого, тот хочет быть возвышенным.
*Оригинал: "Ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится".

В очередной раз могу лишь согласиться.
Dark Rider
Ницше, видимо, не нашел отклика. Так что пока до появления новых идей буду выкладывать мысли повседневности с потугой на афоризмотичность.

Исскуство - безусловно добровольный самообман человека. Однако хорошее исскуство при правильном применении - инструмент для оттачивания души и освобождения разума.

По впачетлениям концерта Белой Гвардии и продолжения чтений Ницше... некая синтетика посередине.
lina_lin
Цитата
Ницше, видимо, не нашел отклика.


Нет ну почему же... Я с интересом читаю... просто я не знаю что тут можно добавить, поэтому и молчу
Dark Rider
Ради такого читателя стоит продолжать smile.gif Буду наверстывать. Хотя и немножко отойду от жесткости избранного формата... Ибо сами цитаты Ницше по большей части являются комментариями в силу избирательности выборки.

98

...
Чувство удовольствия на почве человеческих отношений делает человека в общем лучше; общая радость, совместно пережитое удовольствие повышают последнее, дают отдельному человеку прочность, делают его добродушнее, отнимают недоверие и зависть: ибо человек чувствует себя хорошо и видит, что и другие так же себя чувствуют.
...
Таким образом, социальный инстинкт вырастает из удовольствия.

99

...
В догосударственном состоянии мы убиваем существо - будь то обезьяна или человек, - которое срывает на наших глазах плод с дерева, когда мы голодны и сами стремимся к дереву, - как бы мы сделали это с животными еще и теперь при путешествии по пустынным местностям.
...
Почва для всякой нравственности может быть расчищена лишь тогда, когда более крупный индивид или коллективный индивид, например общество, государство, подчиняет отдельных людей, то есть устраняет их разъединенность и включает их в союз. Нравственности предшествует принуждение, и даже сама она еще некоторое время есть принуждение, которому подчиняются во избежание страданий. Позднее она становится обычаем, еще позднее - свободным повиновением и, наконец, почти инстинктом; тогда она, как все издавна привычное и естественное, связана с удовольствием - и называется добродетелью.

101

...
Многое ужасное и бесчеловечное в истории, что кажется почти немыслемым, смягчается также тем, что отдающий приказание и выполняющий его суть разные лица: первый не видит зрелища мучений и потому не имеет сильного нанглядного впечатления, последний повинуется начальнику и не чувствует за собой никакой ответственности.
...
Что другой страдает - этому надо учиться; и вполне этому никогда нельзя научиться.

103

Невинное в злобе. Злоба имеет своей целью не страдание другого человека само по себе, а наше собственное наслаждение, например наслаждение чувством мести или сильным нервным возбуждением.

104

...
В пределах собственной нервной системы мы остерегаемся страданий; если бы она простиралась дальше, именно вплоть до наших ближних, то мы никому не причиняли бы страдания (за исключением тех случаев, где мы причиняем страдания самим себе, например когда мы режем себя ради исцеления или трудимся и напрягаемся ради сохранения здоровья).
...
Без удовольствия нет жизни; борьба за жизнь есть борьба за удовольствие. Ведет ли отдельный человек эту борьбу так, что люди называют его добрым, или так, что они называют его злым, - это определяется мерой и устройством его интеллекта.

Первое посылка к тому какая утопия была бы возможна в обществе телепатов, на насколько ценнее оказалось бы построить такое общество среди обычных людей... и на сколько оно было бы неустойчиво.

105

...
Нужно сказать: "Мудрый не награждает за хороший поступок" - по аналогии с изречением: "Мудрый наказывает не за дурной поступок, а для того, чтобы впредь не поступали дурно".

108

Двойная борьба со злом. Когда нас постигает бедствие, то его можно одолеть либо устранением его причины, либо изменением действия, которое оно оказывает на наше сознание, - то есть истолкованием его как блага, польза которого быть может, уяснится нам позднее.

Какую дозу боли способен перенести человек не прибегая к обезболивающему? Не это ли мера его свободомыслия?

110

...
...никогда еще никакая религия ни прямо, ни косвенно, ни догматически, ни аллегорически не содержала истины. Ибо каждая религия родилась из страха и нужды и вторглась в жизнь через заблуждения разума...
lina_lin
Цитата
Чувство удовольствия на почве человеческих отношений делает человека в общем лучше; общая радость, совместно пережитое удовольствие повышают последнее, дают отдельному человеку прочность, делают его добродушнее, отнимают недоверие и зависть: ибо человек чувствует себя хорошо и видит, что и другие так же себя чувствуют.


Да, а еще это укрепляем внутрисемейные отношения rolleyes.gif



Цитата
борьба за жизнь есть борьба за жизнь


Это я всегда и говорила, когда меня спрашивали в чем смысл жизни. Он в самой жизни, говорила я.
Dark Rider
Цитата
борьба за жизнь есть борьба за жизнь

Там опечатка blush.gif ... исправил...
Dark Rider
111

Происхождение религиозного культа
...
В эте эпохи [эпохи зарождения и процветания религий] люди еще ничего не знают о законах природы; ни для земли, ни для неба не существует никакой необходимости; время года, солнечный свет, дождь могут явиться и не явиться по усмотрению.
...
...человек есть правило, природа есть отсутствие всякого правила - это суждение содержит основное убеждение, господствующее над первобытной, религиозно производительной культурой.
...
Мы, современные люди, ощущаем прямо обратное... видим в природе великое средство к успокоению современной души...
...
Некогда дело обстояло обратно: вспоминая о прежних, первобытных условиях жизни народов или наблюдая вблизи нынешних дикарей, мы находим, что они сильнейшим образом связаны законом, традицией: индивид почти автоматически подчинен закону и движется с однообразием маятника. Природа - непостижимая ужасная загадочная природа - должна представится ему царством свободы, произвола, высшего могущества, как бы сверхчеловеческой ступенью бытия, или Богом. Каждый человек тех эпох и условий жизни чувствует, что от произвола природы зависит его существование, его счастье, счастье его семьи, государства, успех всех его предприятий: некоторые процессы природы должны для этого вовремя наступить, другие вовремя отсутствовать.
...
Размышления людей, верующих в магию и чудеса, направлено на то, чтобы подчинить природу законам; и, коротко говоря, религиозный культ есть результат этого размышления. Проблема, которую ставят себе люди того времени, теснейшим образом примыкает к вопросу: как может более слабое племя все же диктовать законы более сильному...?... Вспоминают прежде всего о самом невинном роде принуждения, который можно осуществлять, приобретая чью-либо склонность. Следовательно, мольбами и молитвами, покорностью, обязательствомприносить постоянную дань и дары, льстивым славословием можно воздействовать также и на силы природы, поскольку тем самым добиваются их благосклонности: любовь связует и поддается связыванию.
...
Но гораздо существеннее род насильственного принуждения посредством магии и колдовства.
...
Главное средство всякого колдовства состоит в том, чтобы овладеть чем-либо, что принадлежит соответствующему лицу, - его волосами, ногтями, кусочком пищи с его стола или даже его изобраджением, его именем.
...
И не удержался
Китайцы низших классов, чтобы насильственно добиться благосклонности своего бога, оставившего их без помощи, связывают веревками его изображение, сбрасывают с пьедестала, влачат по улицам, вываливают в грязи и навозе; "Собака ты, - приговаривают они, - мы поселили тебя в роскошном храме, мы красиво позолотили тебя, хорошо кормили, приносили тебе жертвы, а ты так неблагодарен!" Подобные же насильственные меры в отношении святых и Божьей Матери, когда они не хотели исполнять своей обязанности во время эпидемий или засух, случались еще в этом столетии в католических странах.
Dark Rider
115

...Существуют трезвые, дельные в свое профессии люди, к которым религия пришита как клочок высшей человечности; они поступают очень хорошо, оставаясь религиозными, это украшает их.
...
Люди, которым их ежедневная жизнь кажется пустой и монотонной, легко становятся религиозными; это понятно и простительно; но только они не имеют права требовать религиозности от тех, чья ежедневная жизнь протекает не пусто и не монотонно.

Интерсное наблюдение из жизни: большинство обычных верующих среди известных мне людей относятся ко второй категории, в то время как большинство священников к первой, хотя конечно наблюдение это сделано по большей части на примере фрагментарных наблюдений и касается лишь нижнего звена священничества и их прихожан.

116

Повседневный христианин. Если бы христианство было право в своих утверждениях о карающем Боге, всеобщей греховности, благодати по избранию и опасности вачного проклятия, то было бы признаком слабоумия и бесхарактерности не стать священником, апостолом, или отшельником и не трудиться со страхом и трепетом только над своим спасением; было бы бессмысленно упускать из виду вечноеблаго из-за временных удобств. Если предположить, что в это вообще верят, то повседневный христианин есть жалкая фигура, человек, который дествительно не умеет считать до трех и который, впрочем, именно в следствие своей духовной невменяемости не заслуживает того сурового наказания, которым ему грозит христианство.

Еще один камень в логику христианства. Помнится при попытке обратить меня в секту Свидетелей Иеговы, вербовальщицу мне удалось поставить в тупик простейшей логикой, ума не приложу, как при этом подобным организациям удается набирать новых членов под лозунгами "Давайте изучать Библию!" (Кстати самому ее прочитать так и не удалось (усидчивости не хватило)).

117

...
"Пусть он грешит сколько угодно, он все же не отличается от меня; я сам недостоин и презренен в высшей мере" - так говорит христианин.
...

Оборотная медаль практики "Кто без греха, пусть первый бросит в нее камень".

126

...
Не иначе обстоит дело с безумием и иступленными речами пророков и оракулов; то значение, которое признавалось за ними, обусловленно всегда степенью знания, воображения, влечений, нравственности в голове и сердце толкователей. К величайшим действиям тех людей, которых именуют гениями и святыми, принадлежит то, что они добывают себе толкователей, которые, ко благу человечества, не понимают их.

Логичность парадокса в действии.
vtm
Dark Rider,
эх, ты такую партию в мафии пропустил со своим отпуском!))
Dark Rider
Каюсь. Пропустил. Я ж, надеюсь, не последнюю такую smile.gif.
lina_lin
Dark Rider,
Вах! какие люди!
Dark Rider
Прошло почти три года с момента последнего осмысленного поста. Что же. попытаемся оживить тематику новыми мыслями. Причина выбора следующего докладчика куда более прозаична чем к предыдущего - я просто в данный момент читаю сборник его рассказов. Ну и просто, вдруг другая тема вызовет более живой отклик.

Сирил Норткот Паркинсон
Закон миссис Паркинсон.

Романтика
...
В романе, как и в волшебной сказке, жених и невеста должны жить счастливо до самой смерти. То же самое нам внушают в финале кинофильма, а также показывая этот фильм по телевидению. Длительный поцелуй в финале - это решение, а не постановка проблемы; конец, а не начало истории.
Весьма реалистичное, по-моему утверждение. Что интересно, "события после концовки романтического повествования" освещаются в искусстве весьма редко. Чаще всего это комедии и сатира.
...
Если мы взращены и воспитаны на обычной беллетристике и драме, у нас в голове сложилось чёткое представление о том, как следует вступать в брак. Предложение необходимо делать на вершине горы в час восхода солнца, впрочем, можно и на залитой лунным светом палубе яхты под тропическими небесами. Медовый месяц нужно проводить в блаженном экстазе в Лас-Вегасе, или в Венеции, первое гнёздышко полагается вить в очаровательном котедже в Котсуолдсе или Вермонте. Но поддерживать Романтику на таком высоком уровне в течение пятидесяти лет, разумеется, трудновато.
Звучит не менее реалистично, ибо истинная романтика это динамика, причём динамика с нарастающим накалом, а при таком высоком старте продолжать раскручивать её нихватит ни денег, ни фантазии, ни здоровья.
...
По теории, утверждающей, что любовь превыше всего, герой должен с возмущением отвергнуть прозаическое предложение посвататься к леди Доротее или - в ее современном воплощениее - к дочке директора фирмы. Вместо этого он должен во всеуслышание заявить о своей любви к Долорес, красавице, в которой течёт циганская кровь и чьи преступные родители ютятся в самом грязном углу блошиного рынка. ... Весь мир на него ополчился: но это как раз и есть та ситуация, в которой испытывается истинный героизм. "Я люблю её", - просто объясняет он и женится на Долорес. Проходит семь лет, она ему наскучила и он влюбляется в Ольгу. Все его товарищи по работе приходят в ужас при мысли о разводе, родня давно примирилась с Долорес (которая родила ему двойняшек), и в один голос твердят, что семью разбивать преступно и преглупо. "Я люблю ее", - объясняет он, повторяясь, хотя и в ином контексте, и вскоре он уже женат на другой.
Всё весьма тривиально и очевидно. Однако сколько людей воспитаны на идее, что для счастья достаточно обмена кольцами и печати в паспорте, ну или венчания в церкви. А многие ведь считают, что усилий больше не требуется и на более ранних стадиях. Впрочем этот момент будет освещён ярче позднее.
...
Романтика была бы более заманчива, не будь она столь опутана комерческими интересами. Современные приёмы купли-продажи привели к тому, что людям навязывают брачные узы во всё более и более раннем возрасте. Возбуждение, вспыхнувшее на танцплощадке под завывания "Группы", обычно разрешается внезапным браком, из тех, которые так прославили город Лас-Вегас. Там все работают заодно, в комплексе - и церковь для бракосочетаний, и ювелиры, и цветочные магазины, и мотели, - не исключено, что в это дело втянут и бассейн для плавания.
Паркинсон обозначил проблему в 50-60 х годах прошлого века, а с тех пор она ничуть не стала менее актуальной, скорее наоборот. Экономика потребления продолжает набирать обороты, а чувство меры и культ взвешенных решений с каждым годом все более и более подтачивается рекламой.
...
Романтическая литература и музыка при поддержке театра и танцев внушают нам, что сексуальное самовырадение - наша насущнейшая потребность. Но тут поднимает голос мораль, осуждающая сексуальную жизнь вне брака. И наконец, на нас обрущивается сокрушительный поток рекламы и торговых объявлений, специально рассчитанных на то, чтобы доказать, что ранний брак с финансовой точки зрения вполне реален, с общественной точки зрения весьма желателен, да и вообще является мудрым поступком. ... Люовь превыше всего, с этим согласны реклам; но незаконная любовь подрывает торговлю! ... Возможно, Лас-Вегас и не назовёшь самым пуританским городом на свете, но с точки зрения статистики он займёт одно из первых мест по религиозности. Прямая связь торговли - это не теория, а факт.
Что тут скажешь? Где еще столько денег можно заработать продавая суеверия, обычаи и предрассудки? Причём продавая по куда более высоким рассценкам, чем в более спокойной обстановке. Я уж молчу о приёме "заставь их принять решение здесь и сейчас".
Dark Rider
...
Она [любовь] может быть измерена в понятиях человеческого несовершенства. Чтобы разобраться в этом, предположим, что взыскательный взгляд молодого человека сравнивает каждую встречную девушку с идеалом, царящим в его воображении: с богиней его мечты, которую мы прозаически обозначим через Х. Ему более или менее нравятся многие девушки - не меньше дюжины, - но почти в каждой из них он находит недостаток, который возможно, или невозможно исправить. Адель хорошенькая, но ужасная дылда; Бетти забавная, но поперёк себя шире; ... Этот придирчивый молодой человек может призадуматься: как сделать, чтобы хоть одна из них могла сравниться с Х? Можно ли убедить Бетти сесть на диету? ... Ответ один: чтобы там ни было, им никогда не сравниться с Х. Точнее, наш молодой человек ни одну из них по-настоящему не любит. А почему? Да потому, что он не может любить девушку по-настоящему, пока видит её недостатки.
Про последнее я бы отметил, что это спорный момент, но продолжу цитату.
Для сравнения вернёмся к девушке его мечты, Х. У неё струящиеся золотые волосы, нежные синие глаза, белая кожа и изумительная фигура. Она умная и обаятельная, она чуткий и внимательный друг, отличная спортсменка и добрая душа. Любая девушка, которую он встречает в чём-то уступает Х. Но вот в один прекрасный день его знакомят с Маргарет; она брюнетка, волосы её круто вьются, глаза серые, кожа смуглая, ростом она пониже среднего, её можно назвать скорее задумчивой, чем болтливой, в ней больше чуткости, чем весёлости. Он находит, что Маргарет - просто чудо и говорит об этом своей сестре "Но ведь у Маргарет веснушки, а ты их не выносишь!" - "Знаю, знаю, но теперь, когда я её повстречал, мне жаль всех девушек, у которых нет веснушек". Как только он дошёл до такого умозаключения, значит он любит Маргарет достаточно, чтобы жениться на ней. Дело в том, что он любит её такой, как она есть, а не такой, какой она могла бы быть или могла бы стать со временем. И самое главное то - что она сбросила с пьедестала воображаемую богиню Х.
А вот с самим способом определения я абсолютно согласен. Нигде еще я не видел столь эффективного и точного способа определить влюблённость.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2018 IPS, Inc.